Гл. стр.
Пред. стр.
Sweeney's Men 
    Эта группа практически не давала больших концертов, записала всего два альбома, просуществовала в полноценном составе неполных три года, но, несмотря на всё это, стала легендарной. У каждого любителя ирландской народной музыки в фонотеке обязательно найдётся несколько заветных записей, хранящихся не из любви к какой-то конкретной группе, а из любви к искусству вообще, потому что это красиво. И среди них обязательно будет пластиночка "Sweeney's".
 Первый состав Sweeney's Men впервые собрался в 1966 году, когда в Дублине встретились Энди Ирвин (вокал, мандолина, гитара), Джонни Мойнихэн (вокал, тин вистл, бузуки) и Джо Долан (гитара). Эта группа начала выступления в пабах и на небольших концертных площадках и очень быстро обратила на себя внимание сперва большой публики, а затем и звукозаписывающей фирмы "Transatlantic", где в ту пору записывались все перспективные фолковые проекты. В 1967 Джо Долан покинул "Sweeney's", а на его место пришёл певец и гитарист Терри Вудс. Трио Ирвин, Вудс, Мойнихэн и создало то самое оригинальное звучание, по которому Sweeney's Men до сих пор можно определить безошибочно.
    В названии ансамбля слово Sweeney - английское прочтение древнеирландского имени Суибне (Suibne)- перекликалось с именами сразу двух легендарных королей. Один из них когда-то в действительности правил на землях современного Ольстера и объединил в своём королевстве людей из самых разных племенных групп, которые в анналах все вместе назывались "люди Суибне". Второй - это мифический король Суибне Безумный, проклятый святым Ронаном за неуважение к Богу и церкви и обречённый на нужду и скитания по всей Ирландии. Проклятый полубезумный король по легенде годами скрывался от людей в лесах, слагая стихи о своей несчастной судьбе, оброс птичьими перьями и получил возможность летать. Он возвращался к своей семье, и, казалось, обретал разум, но вновь, словно околдованный, уходил и продолжал странствия. Рассудок вернулся к нему лишь перед самой смертью, когда исповеданный святым Моллингом он обрёл покой и душевный мир. Такое название как бы изначально определило основные особенности творчества "Sweeney's": широту и оригинальность репертуара и чуть отвлечённую, всегда задумчивую и немного грустную манеру исполнения. 
    Две первых песни, записанные на "Pye Records" показали явное тяготение группы к ирландской и шотландской балладной лирике и одноременно - к американским олдтаймам - музыке первых американских поселенцев, уходящей корнями всё в ту же кельтскую почву. Написанная Ирвином баллада "Old Woman In Cotton" была абсолютно народна и непохожа на уже известные в Ирландии образцы американского авторского фолка в стиле "я и моя гитара", и одновременно в ней сквозила печаль по всему преходящему - молодости, красоте, силе.  С тех самых пор каждый из участников Sweeney's Men, а пели там все, на новых записях всё ближе подходил к образу меланхоличного бродячего рассказчика-шаннахи, "рассказывающего" песню у камелька, глядя в огонь со стороны на неё и на саму жизнь. Слушая голоса Ирвина и Вудса на записях 1967-68 можно легко усомниться в их возрасте в момент записи. Они кажутся умудрёнными древними сказителями В этих песнях нет эмоциональной жизненной силы или трагичности интонаций Dubliners, или наивного оптимизма Johnstons они не терпят суеты, их надо слушать. Надо понимать, что даже то, что случилось вчера, случилось давным-давно.
     Всё сказанное, прежде всего, относится к первому альбому "Sweeney's Men". Альбом, вышедший в 1968 году под одноимённым названием на "Transatlantic" обеспечил быстро распавшейся группе признание на много лет вперёд, потому, что в нём практически не было слабых мест.
     Манера игры "Sweeney's" изначально была проникнута влиянием американских олдтаймов. Хитрое переплетение партий гитары и мандолины имитировало звучание пятиструнного банджо или монтаньерской скрипки. Введение такого звука в обработки ирландских и шотландских народных баллад и собственных песен только заставили их заиграть новыми красками. Такого грамотного и полностью органичного синтеза не было ни до "Sweeney's Men", ни после них.  Три молодых ирландца сознательно поставили на нарочитый инструментальный минимализм и выиграли, показав на долгие годы всем желающим пример того, что же и КАК можно сыграть, когда играть вроде бы нечего, а главное не на чем. Удивительно, как сочетание "гитара, мандолина, дудочки" может звучать, так наполнено и в то же время ненавязчиво.
    Исторический вклад "Sweeney's Men" прежде всего для многих музыкантов и меломанов в том, что именно Джонни Мойнихэн впервые ввёл в кельтскую музыку инструмент бузуки (bozooki). Этот инструмент, звук которого можно охарактеризовать приблизительно как подобие "басовой мандолины" сейчас встречается в основном в восьмиструнном варианте, у Мойнихэна было 6 струн. Но о вокале надо говорить особо.
 Терри Вудс пел высоким и протяжным голосом в основном в настоящих олдтаймах - Tom Dooley, The House Carpenter, Handsome Cabin Boy. Но эта задумчивая меланхоличная интонация абсолютно естественно смотрится и в ирландских городских балладах. Такие песни как детская Dance to Your Daddy, шуточные Dicey Riley или Reynard the Fox просто должны быть весёлыми. И всё-таки Ирвин, Вудс и Мойнихэн сотворили с ними маленькое чудо. И темп, и текст остались прежними, но аранжировка и интонации вокалистов превратили озорные песенки в чуть отстранённые, наполненные светлой грустью баллады, слушая которые можно лишь улыбнуться и прикрыть глаза, но ни плясать, ни хохотать, не получится.
     А ведь ещё на этом же альбоме были традиционные ирландские морские вальсы "шанти", и уже настоящие стародавние англо-ирландские баллады о счастливой любви принцессы и простолюдина (Willy O'Winsbury) или о трагической гибели молодого Джонстона (Johnston), и даже такая же неспешная и ритмичная джига.  Удивительно разнородный альбом оставлял у большинства слушателей и критиков абсолютно цельное впечатление и ощущение прикосновения к чему-то по настоящему народному и древнему, хотя никакой архаизации не было и в помине.
     Пластинка в конверте апельсинового цвета с тремя фотографиями молодых ирландцев стала бестселлером и переиздавалась несколько раз. Казалось, Sweeney's Men открыли новое направление в ирландском фолке, и через несколько лет эта группа станет ориентиром для многих и многих. Но как это часто бывает, в её составе собрались слишком яркие творческие индивидуальности с далеко идущими планами, и ни один из них не придавал особого значения будущему этого замечательного проекта.  В начале 1969 года Энди Ирвин надолго уехал путешествовать по восточной Европе, его заменил Генри МакКуллоу (Henry McCullough), а вскоре "Sweeney's Men" стали дуэтом.
     Второй альбом под названием The Tracks Of Sweeney, записанный в том же году силами Вудса и Мойнихэна по своей стилистике весьма отличался от первого, но, безусловно, был альбомом той же группы. В прежнем балладном ключе в нем, по сути, была выдержана лишь пара народных вещей - Pretty Polly и Hiram Hubbard was not guilty. Остальные же были написаны Вудсом в откровенно меланхоличной манере, явно проникнутой влиянием блюза. Dreams For Me, Brain Jam и другие песни этого альбома поменяли акцент с прикосновения к вечным тайнам прошлого на погружение в себя. Завершает этот альбом очень красивая баллада "Зал зеркал". Эта, пожалуй, наиболее созерцательная и грустная песня практически подводила итог не только последнему альбому, но и всему творчеству "Людей Суибне". Предчувствия не обманывали Терри Вудса. Инструментальные рамки "Sweeney's Men" были слишком тесны для продолжения творческих экспериментов со стилем и вскоре после выхода второго альбома группа перестала существовать.
    Хотя "Люди Суибне" не сумели открыть новой страницы в истории ирландского фолка, они стали одним из самых заметных явлений в кельтской музыке конца шестидесятых. Отдельные песни в их исполнении или песни, по сути записанные сольно кем-то из участников группы издавались и продолжают издаваться на многочисленных сборниках ирландской музыки по всему миру, вводя в стойкое заблуждение её любителей. Каждый из участников "Sweeney's Men" позже стал сотрудничать в самых известных коллективах, слава которых для последующего поколения поклонников кельтской музыки, безусловно, затмила славу "Sweeney's".
     Энди Ирвин в начале семидесятых стал основателем популярнейшей ирландской фолк-группы "Planxty", которая помимо прочего дала путёвку в жизнь самому известному ирландскому шоумену и вокалисту Кристи Муру. При его участии был также создан проект "East Wind", где в разное время играли теперешний композитор и аранжировщик номеров танцевальной труппы "Riverdance" Билл Уилан и лучший из живых ирландских волынщиков Дейви Спилейн. Эта группа была создана Ирвином под впечатлением от его странствий по восточной Европе и сочетала в своём репертуаре кельтские и болгарские народные мотивы. Так один из основателей ирландского фолка проложил мостик от традиционной народной музыки к синтезу стилей, а затем и к World Music. Сейчас эта дорожка превратилась в основную магистраль, но Энди Ирвин на ней не потерялся. Он работал также с группой "Patrick Street" и записал много сольных проектов.
    Джонни Мойнихэн в семидесятые играл в первом составе "De Danann", одной из самых интересных ирландских групп, обрабатывающих традиционные мотивы. Позже он выступал и в "Planxty".
      Больше всех по музыкальной жизни швыряло Терри Вудса. Сразу же после распада "Sweeney's Men" он и его жена Гэй основали фолк-рок группу "Steelye Span". Несмотря на то, что эта группа не имеет прямого отношения к кельтской музыке, она была и остаётся заметным явлением европейской фолк-сцены в последние двадцать лет. Интересно, что именно её концерт был в восьмидесятые годы первым телевизионным знакомством советского зрителя с вторичными обработками европейского фольклора. Ещё удивительнее было появление Терри Вудса в качестве мандолиниста в составе "Pogues" - наиболее доходчивой, коммерческой и по сути откровенно панк-фолковой группы из всех англо-ирландских фолковых проектов восьмидесятых. Там он и пребывает по сей день. И хотя после ухода в 1993 году из "Pogues" их создателя и автора большинства песен Шона МакГоуэна разговоры о неминуемой гибели велись и ведутся постоянно, опыт и композиторские способности Вудса не вызывают сомнений и могут создать бывшим лондонским панкам прочную базу для успеха в будущем. 
      В наше время, когда теперешние короли фолк-сцены, вроде "Altan'а" продолжают успешные эксперименты по выведению коммерчески устойчивой породы ирландской музыки, а имена Clannad, Chieftains, Dubliners уже давно узнал весь мир, и мы в том числе, было очень нужно и важно, чтобы наследие "Sweeney's Men" не пропало даром для теперешнего поколения слушателей и музыкантов. Поэтому в 1996 году фирма "Castle Communications" ещё раз переиздала практически ВСЁ наследие "Людей Суибне" на одном компакт-диске.
     Туда полностью вошли оригинальные версии двух альбомов 1968-69 годов и самый известный сингл 1967 года "Old Woman In Cotton". Этот диск можно найти и в Москве.

   Дискография Sweeney's Men 

   Альбомы :
   Sweeney's Men 1968 
   The Tracks of Sweeney 1969 

   Сборники: 
The Magic Of Sweeney's Men 
(этот же сборник встречается и под названием 
"Sweeney's Men: Time Was Never Here" 
   Sweeney' s Men 1968 (часть сборника из 4х CD Castle Records)
   Sweeney's Men (оба альбома Castle Communications 1996) 
 
 

   Sweeney's Men в Интернете: 

   Эта группа,конечно же, не имеет своих сайтов. Дополнительно можно прочитать странички.

   Краткая история группы по-английски в изложении Джеффа Райса

Рецензия на сборник "Time was never here" Стива Винника

 
 Русское Кельтское Общество, 1996-2003
группа третьего года обучения Каждая участница конкурса на разных Он прикольный к тому же ему множество людей