Гл. стр.
Пред. стр.
След. стр.
 
Рецензии Нашего Сервера 
 
Сeltic Christmas II.  
A Windham Hill Collection 
***** 
Windham Hill  01934 11192-2
Последние пять лет  кельтская музыка переживает бурный подъем во всем мире. Благодаря международному успеху таких ирландских рок-звезд как U2, Senead O'Connor, Cranberries и т.д. возник большой интерес ко всему национальному ирландскому, а точнее кельтскому - культуре, истории, и естественно традиционной музыке. И оказалось, что кельты - не только ирландцы, а еще шотландцы, валлийцы, проживающие в Уэльсе и Корнуэлле,  бретонцы, живущие во Франции, а также жители испанской провинции Галисия. И это только традиционные места расселения этого некогда самого могущественного в Европе племени, заселявшевшего ее почти всю от Испании до Британских островов и Балканского полуострова. Сейчас их потомки не только составляют значительную часть населения США, Австралии, Новой Зеландии и Канады, но и играют значительную роль в жизни своих стран. Достаточно перечислить несколько имен: это президенты США Джон Кеннеди и Рональд Рейган, премьер-министры Канады Брайан Малруни и Австралии - Пол Китинг. Кельтская народная музыкальная традиция, самая древняя из сохранившихся в Европе, оказала значительное влияние на рок-музыку, правда до недавнего времени она так широко не пропагандировалась, как негритянский ритм-энд-блюз - вторая составляющая рока. 
Кельтская музыка сильна не только зажигательными джигами и рилами, польками и хорнпайпами. В ней очень сильна проникновенная и распевная сторона, которая и нашла свое выражение на представленном сборном альбоме. На нем собрались действительно мастера своего дела - пианист Фил Куннигам с композицией "Chanonry Point" (ex-Silly Wizard, группа получившая в России широкую известность, благодаря пропаганде Аквариума), флейтист Джеймс Голуэй с "The Wexford Carol" , один из самых знаменитых и популярных в мире инструменталистов, Триона и Майкл Довнейлы c "Brid Og Ni Mhaille", участники таких кельтских супер-групп, как Relativity, Bothy Band и Nightnoise, испанский музыкант-виртуоз Карлос Нуньес со своей галисианской волынкой - гайтой в пьесе "Amancer", известная шотландско-ирландская группа Capercaillie, предпоследней работой которой стал саундтрек к историческому боевику "Роб Рой" и многие другие замечательные артисты. Значимость этой музыки подтверждается результатами, которых достиг первый сборник из этой серии - 1 место в "Billboard World Music", 97-е - в "Billboard Top 200", и конечно же то, что он стал мультиплатиновым. Под музыку этого альбома вы не только замечательно встретите Рождество и Новый Год, но и получите удивительное наслаждение от восхительных древних и современных кельтских мелодий.  
Михаил Гладков
 
The Chieftains 
"Santiago" 
***** 
BMG Classics 09026-68602-2
Название "Santiago" для альбома легендарных "Вождей" кельтского фолка (принесшего им очередную, четвертую по счету, престижную премию "Грэмми") может кому-то показаться странным. На самом деле ничего странного здесь нет, стоит лишь немного вспомнить историю - ведь в период своего могущества кельты занимали почти всю Европу и Испанию в том числе, и до сих пор местом их проживания остается испанская провинция Галисия (где до сих пор помнят и бережно хранят традиции своих великих предков), совсем не похожая на соседние Кастилию и Андалузию. Например, там существует особая галисианская волынка (гайта), по звуку очень похожая на бретонскую. Chieftains с помощью гайты виртуозного и очень популярного ныне Карлоса Нуньеса, знаменитых Линды Ронстад и Los Lobos ("Guadalupe"), а также Рея Кудера ("Santiago De Cuba", "Galleguia/Tutankhamen") проведет вас вместе с собой путем древних пилигримов, которые из Галисии отправлялись в путь к новым землям: на Кубу и на Карибские острова, а позже в Мексику и в Америку, Центральную и Южную, и в Калифорнию. Так музыкальная традиция Галисии, обогатившись новыми для себя красками стала родной в Аргентине, Бразилии и Венесуэле. "Вожди" закончили свой многодневный тур по городам и весям, выступлением в ирландском баре "Дублин" испанского города-порта Виго ("Dublin In Vigo"). Время не позволило им посетить все места, которые они хотели бы посетить в течении своего музыкального поломничества. Но семерка музыкантов и их новые друзья надеются что будет другой проект - другое путешествие, которое обязательно завершится в Сантьяго, вот почему они так и назвали этот альбом.  
Михаил Гладков
 
Bill Whelan  
"The Roots Of Riverdance"  
***** 
Celtic Hearbeat/Universal 53106
Билл  Велан - не случайный человек в ирландской музыке. И хотя его имя почти неизвестно российскому слушателю, имена тех с кем он работал говорят сами за себя – U2, Van Morrison, Kate Bush и Танита Тикарам. Но самую большую славу ему, конечно же, принес проект последнего времени – танцевальное шоу Riverdance, основанное на элементах традиционных кельтских танцев. Одноименная композиция, сочиненная Веланом к открытию конкурса "Евровидения" настолько захватила умы ирландцев – что молниеносно взобралась на вершины топов. Теперь участники шоу испытывают большие проблемы со временем – их выступлений ждут по всему миру, билеты расходятся моментально, а интерес публики неуклонно возрастает. Интересно, что основа "Riverdance" под названием "Timedance" была написана и исполнена в далеком 1981 году, тоже на открытии "Евровидения", но чтобы ее оценили по достоинству, пришлось ждать  больше 12 лет. На диске представлены не только предыдущие сольные диски "Riverdance", "The Seville Suite", "Some Mother's Song",  но и несколько специально написанных новых композиций, например, "Cill Liadain" и "The Deserted Village". Остается только по привычке посетовать, что без изображения музыка воспринимается иначе. Действительно иначе – можно так заслушаться, что отсутствие видеоряда замечаешь только тогда, когда диск кончился.  
Михаил Гладков
 
Andy M. Stewart 
"Donegal Rain"  
***** 
Green Linnet GLCD1183
Энди Стюарт наравне с Кристи Муром сегодня может считаться иконой Ирландской музыки. Но какое, собственно говоря, отношение этот шотландец к ней имеет?  Самое прямое – и последний его диск тому подтверждение. Он один из немногих фолкеров, которые не разделяют кельтскую музыку в угоду национальному колориту – ирландскому, шотландскому, бретонскому, валлийскому... Для него она - едина. К тому же, если немного углубиться в историю – можно обнаружить, что шотландцы ведут свои родословные от предков с берегов изумрудного Эйрина. Нелишне напомнить, что Энди Стюарт был бессменным лидером самой известной в России (не без участия участников проекта "Аквариум") кельтской группы Silly Wizard. И хотя прошло почти 10 лет со времени ее распада, немолодой уже Энди не потерял юношеского задора, а мастерство его еще возросло (хотя, казалось бы, куда больше?). Этот диск – очередная удача. С первой до последней песни испытываешь истинное удовольствие, словно от пинты доброго старого эля (кто понимает). Тут тебе и боевики – "Ramblin' Irishman" (кто бы мог подумать?) и "Gallant Murray", баллады ("The Irish Stranger" и "Then You Took Your Love"), и, конечно же, сказки со счастливым концом, сдобренные доброй порцией кельтского юмора - "The Banks Of Sweet Dundee"  
Михаил Гладков
 
Geredwen  
"O'r Mabinogi"    
**** 
Real Music RM9333 
Этот прекрасно оформленный диск, носящий подзаголовок "Legends of the Celts" порадует не только российских почитателей кельтской музыкальной традиции, но придется по душе многим любителям просто хорошей музыки. С одной стороны, он имеет узкую направленность – все композиции исполнены на валлийском языке (родном языке кельтов Уэльса) и посвящены сборнику валлийских легенд 12-13 веков "Мабиногион", куда вошли как древнейшие уэльские сказания, так и более поздние легенды о рыцарях Круглого Стола. Этот древний эпос в 1995 году был переведен и на русский язык, так что теперь знатоки мифологии смогут еще глубже расширить свои познания, оживив сухой язык книжных страниц образностью музыки. Отрадно, что все композиции сопровождены подробным комментарием и для каждой из них дана английская транскрипция. Великолепный женский вокал и хорошая музыка почти в стиле "new age" заставляют вспомнить о лучших работах Энии, Clannad и Лорены Маккеннит. С другой стороны, участники дуэта Geredwen (так звали мать легендарного барда Талиесина), наряду с традиционными, использовали и много современных ритмов, например хип-хоповых ("Blwyddyn I Heno"). Современная кельтская музыка не стоит на месте и остается лишь надеяться, что музыканты не заставят долго ждать со своими новыми работами.  
Михаил Гладков
 
Celtic Season III.  
A Windham Hill Sampler   
***** 
Windham Hill  01934 11276-2
Серия "Кельтских сезонов", начатая компанией Windham Hill три года назад, продолжается. Что совсем не удивительно, так как выпущенные под Рождество диски с кельтскими мелодиями являются не только прекрасным подарком к празднику, но и занимают уже который год верхние строчки хит-парадов world music. Как всегда, продюсером этого сборника был Майкл O'Довнейл (Relativity, Nightnoise), который привлек для работы над диском лучшие силы ирландской музыки. В числе участников: ветераны проекта Брайан Даннинг и Джефф Джонсон ("A Raven In The Snow"), известные фолкеры Шеймус Бигли и Стефен Куни ("Coinnle An Linbh Iosa"), Падди Гласкин ("The South Wind") и молодой "электронщик" Джеймс МакНелли ("Black Is The Color"). В католической традиции Рождество - это время подведения итогов и подготовка к Новому Году. Поэтому, как всегда, основной упор делался на инструментальную музыку (арфа, флейта, пианино, перкуссия и волынка), которая в полной мере дает настроиться на нужные мысли. Мелодии, спокойные и проникновенные, полностью соответствуют духу праздника, в котором перемешаны щемящее чувство восторга и тихой грусти, причем последней, видимо, все-таки больше.  
Михаил Гладков
 
Paul McCartney 
"Standing  Stone"   
***** 
EMI Classics CDC 5 56484 256484
Эта работа Пола Маккартни – лишнее доказательство того, что годы все же берут свое. Чем старше становится человек, тем больше он задумывается о том, какой след он оставит на Земле и тем сильнее в его крови звучит "зов предков". Вот и Маккартни, как год назад Йан Андерсен из Yes, вспомнил о своих кельтских корнях. Формально можно заявить, что он о них и не забывал, ведь его клич: "Ирландию – ирландцам!" хоть и был расслышан, но так и повис в воздухе. Несомненно, что данная работа еще больше подогреет и без того стремительно растущий интерес к ирландской народной музыке, которая родилась более 2000 (!) лет назад. Значительно более древние чем она, непонятно откуда взявшиеся, "Стоящие камни" –  это долмены, которых по территории Ирландии и Британских островов разбросано великое множество, и самый известный из них – Стоунхедж. Обычно долмены или мегалиты отожествляют с друидами - кельтскими жрецами, которые по преданиям справляли среди них свои магические обряды. 75-минутная симфоническая поэма, проникнутая духом древности и мистицизма, уже стала бестселлером среди альбомов классической музыки, несмотря на то, что это первый подобный опыт у маэстро. Маккартни шел к этой работе четыре года (может, именно поэтому тематически разделенной на 4 части), для вас же этот срок ограничится временем преодоления расстояния до магазина, если ,конечно, вы все еще стремитесь быть удивлены "величайшим мелодистом" мира 
Михаил Гладков
 
Kate Price 
"Deep Heart's Core"   
*** 
Omtown OMCD44859
У американцев в крови сидит желание быть не хуже других. Разными путями, в разных сферах деятельности они неустанно стремятся доказать, что все американское ничем не хуже континентального (видимо, сказывается синдром бывшей колонии): будь то автомобили, бытовая техника, а в данном случае – кельтская музыка. Итак, в Ирландии есть Эния, в Канаде - Лорена МакКеннитт, а в Штатах – Кэйт Прайс… Именно с такой аннотацией вышел в свет новый альбом уроженки Санта-Барбары. Кэйт - далеко не новичок на ниве world music: ее "стаж" уже перевалил за десять лет, в течение которых госпожа Прайс успела поучаствовать в различных как сольных, так и совместных проектах (например, вместе с Кенни Логинсом). Название своего альбома Кэйт, стремясь донести до слушателей свое видение глубинной сущности мира, позаимствовала из известного стихотворения Йейтса "Остров Инишфри". Стиль Кэйт Прайс, который уже успели прозвать "warm and intimate" (теплый и душевный) основан на ее глубоком контральто и теплой, проникновенной музыке, в которой  сочетаются кельтские и славянские музыкальные и литературные традиции. Этот альбом уже вызвал неоднозначные мнения: кто-то считает его слишком скучным, кто-то, наоборот, аутентичным. Выбор, как говорится, за вами, но все же хотелось бы выделить очень интересную версию расхожего (особенно в Америке) ирландского хита "Siuil a Run".   
Михаил Гладков
 
Shane MacGowan and the Popes 
"The Crock Of Gold"   
***** 
ZTT Records MACG002 
После распада Pogues и обвинений в хроническом пьянстве, после долгого затишья и подозрения на рак, после ярко выраженного творческого  кризиса возвращение на сцену экс-панка  композитора, текстовика и вокалиста Pogues Шона МакГоуэна во всём мире ожидалось любителями питейно-аналитических раздумий с трепетом в душе. И мы помним, каким оно было. Триумф воли и пинты Гиннесса над ярлыками обывателей и критиков. И в этом хронически попадающем мимо нот голосе был тот праздник, который давно утратили без него беззубые, вторичные Pogues.  
    Но все праздники когда-нибудь кончаются, и начинается обычная работа. Её результаты мы и видим на альбоме "The Crock of Gold", который нельзя назвать откровенно слабым. В нём есть тот МакГоуэн, которого мы знаем и любим. И всё же… Конечно же, здесь есть его фирменные баллады, временами переходящие то в народные песни, то в рок-н-роллы. Сегодня их герой - Падди - духовный двойник самого МакГоуэна. Это имя стало ещё в XIX веке нарицательным для обозначения ирландца вообще, но особенно - полупьяного, агрессивного полуграмотного ирландца с фабричных окраин. Падди сегодня слоняется по городу, заходя в интересные места ("Paddy Rolling Stone"), он пляшет в дискотеках, наступая на ноги ненавистным обывателям и суля им беспощадные и жестокие кары ("Rock'N'Roll Paddy"), наконец он берёт верный ствол и мочит всех подряд, включая и полицию, и бывших коллег по ИРА просто, потому что его все достали ("Paddy - Public Enemy No 1"). И за всем этим чувствуется что-то народное и исконное, но самая страшная ложь - полуправда.  
Агрессия, неловкость, беспросветная тоска были всегда. Но такого Падди никогда не было. Этот образ был придуман для "мирового общественного мнения" ушлыми английскими журналистами, чтобы пугать местных пуритан. И кому, как не Шону об этом не знать. У реального Падди всегда была и другая сторона - сентиментальность, иррациональность, светлая уверенность в правильности Божьего промысла, да и себя любимого. И это всегда гармонично уравновешивало агрессию. Сказанное в ещё большей степени касается фольклора повстанцев, а сейчас  - ИРА. 
    В своём новом альбоме Шон точно передал их обречённую отмороженную весёлость, поэтому песни "Paddy - Public Enemy No 1" или радикальная версия народных частушек "Skipping Rhymes" с запевками типа "I shot one, I shot two, I shot three - that' s more than You" имеют все шансы стать хитами. Но это полуправда. Никакой лирики и горьких иронических раздумий, в отличие от реальных Падди у Падди-МакГоуэна не видно. До идейного революционера он не вышел рылом, и одновременно не поднялся над грязью и кровью благодаря поэтической душе. Отчего же так, спрашиваю? 
    Природная агрессивность характерна для МакГоуэна-панка. И весь его "паддизм" - не подлинный протест, а коммерческий лубок. Этот альбом возвращение назад - к первым и самым успешным годам с Pogues, к панковскому бунту в форме народной музыки. В этом альбоме воспоминания удались и получились красочными. "Back in County Hell" - воспоминание о "My London Girl", а там, где сегодня  "Joey's in America", раньше почти наверняка бродили "Wild Cats of Kilkenny". Воспоминания о детстве и любви получаются еще более трогательными, хотя слегка подернутыми привычной алкогольной дымкой ("More Pricks Than Kicks", "Mother Mo Chroi"). Но в подсознании у каждого человека всегда живут более глубокие и древние воспоминания о чем-нибудь вечном от дедов и прадедов. От них же перепало МакГоуэну в наследство и немножко музыки, как и всякому нормальному ирландцу, который по жизни не петь и не играть не может.  
     С народной музыкой у Шона всегда были трогательные, но сложные отношения. Лучше всего удавалось вкладывать новое содержание в старую форму. Это видно и здесь. МакГоуэн написал свои тексты к мелодиям известных песен и обеспечил и хитовость, и преемственность поколений. Падди из канонической "Man from Mullingar" перегонял партизанам двадцатых ворованные броневики. Его двойник из девяностых "Public Enemy No 1" с той же бесшабашностью постреливает по своему разумению на улицах Ольстера. Но вот что касается исполнения собственно народных песен (новая форма с тем же содержанием), то с этим как не всё хорошо было раньше, так осталось и теперь. Если исполнение в оригинале гимноподобной "Come to the Bower" на этом альбоме в виде припанкованной польки - ход беспроигрышный (тени Брендана Биена и Люка Келли кивают головами.), то вот "Spanish Lady" так лучше не петь вообще.  
     Есть на этом альбоме и Америка. МакГоуэна всегда тянуло в Америку, и на новом альбоме он в нее опять вернулся. Только теперь это не ирландская Америка - Америка Джона Кеннеди и "новых возможностей" для захиревших ирландских родов, а самая настоящая американская Америка. Это Америка ковбоев, само собой по своей "ирландскости" и отвязности ничем не отличающихся от самого МакГоуэна ("Ceilidh Cowboy") и точно таких же водителей грузовиков ("Truck Driving Man"). 
      Альбом очень оживляют не только нечастые для групп МакГоуэна танцы, но и специально приглашенный гость Чарли МакЛеннон. На записи Чарли убедительно доказал, что можно петь с еще меньшим почтением к нотам, чем сам МакГоуэн, но почти столь же душевно. Видимо за это Шон и посвятил Чарли МакЛеннону весь альбом. Любой новый альбом - это всегда начало пути. Но альбом "The Crock of Gold" может стать для МакГоуэна началом пути назад, к самому себе прежнему, угарно панковскому и жутко популярному. Будем надеяться, что он от этого удержится.  
Юрий Андрейчук
 
Вверх
 
 © Русское Кельтское Общество, 1997-1998