Гл. стр.
Пред. стр.
След. стр.
 
Логотип Московской Правды
Борис Гребенщиков: Я не пил Potin, потому что никогда не был в Ирландии
Осенью 1993 года на одном из своих концертов “Аквариум” несколько неожиданно спел целую обойму песен на английском языке, прежде неисполняемых, или исполняемых крайне редко. Именно запись этого концерта и послужила формальным поводом для встречи с Борисом Гребенщиковым. Дело в том, что сыгранные тогда группой песни оказались неразрывно связаны с ирландской музыкальной традицией и, соответственно, ее влиянием на “Аквариум”

Что же такое “ирландская музыкальная традиция” и почему ее обсуждение представляет сейчас немалый интерес? Ниже на эти вопросы частично ответил сам Гребенщиков, но прежде нам хотелось бы внести несколько дополнений. 

Во-первых, ирландская народная музыка оказала довольно существенное воздействие на рок-музыку, причем не только западную, но и на отечественную. Из наших групп это влияние больше всего испытали на себе “Аквариум”, “Адо”, “Выход”, “Трилистник” и “Тамбурин”. Этот список можно продолжать и продолжать. 

Во-вторых, большинство ирландских музыкантов поют как на английском, так и на древнем кельтском языке. Язык этот называется гэльский, и, пожалуй, сочетание его с древними мелодиями дает что-то совершенно удивительное по красоте звучания и обостряет чувство восприятия окружающего мира. 

И, в-третьих, в ирландской культуре, одной из самых древних в Европе, нельзя провести строгую границу между литературой и музыкой. Они зачастую переплетаются самым причудливым узором, и не случайно многие музыканты и писатели других стран использовали в своем творчестве темы из ирландского эпоса. 

Ну вот, собственно, и все. Теперь - само интервью. 

- Хорошо известно, что ирландская музыкальная традиция оказала на “Аквариум” значительное влияние... 

- В общем достаточно сильное, поскольку это единственная, на мой взгляд, традиция в Европе, сохранившаяся и не менявшаяся за последние несколько веков. 

- С чего это все началось? Когда ты впервые заинтересовался ирландской темой? 

- Честно говоря, после Толкиена... Когда я прочитал “Властелина колец”, мне пришлось столкнуться с группой “Steeleye Span”. Она была не ирландская, а английская, и я был поражен тем, что я вдруг услышал что-то совсем настоящее... По-моему, с Толкиеном это очень сильно соприкасается и является прототипом того, о чем он пишет. Я тогда очень заинтересовался подобной музыкой и начал ее собирать. Потом выяснилось, что ирландская музыка, не менее, а может быть, даже более аутентична - по крайней мере инструментальная. Так началась долгая, почти 15-летняя эпопея исследования ирландской магии, которая, по правде говоря, не кончилась и по сей день. 

- В связи с этим возникает следующий вопрос: несмотря на великое множество исполнителей ирландской музыки, какие из них самые любимые? 

- Самые близкие для меня -это скорее всего “Silly Wizard”. Это не только моя, но и как бы всего “Аквариума” самая любимая группа. Из инструментальных, конечно, “Chieftains”, а из англичан те же самые “Steeleye Span” и лично Maddy Prior. С другой стороны, очень много каких-то групп, появляющихся и исчезающих. Но вот эти, перечисленные мной, самые любимые. 

- А насколько тебе интересна обожаемая Курехиным группа “Tirnanog”? 

- “Tirnanog” все-таки чуть-чуть мрачноваты, хотя при этом замечательно аутентичны. Недаром я лет двадцать искал их пластинки и только год назад нашел наконец одну. Но они мне менее интересны, чем совсем аутентичные люди. 
Борис Гребенщиков дает интервью 
- Итак, в двух словах - что же для тебя ирландская музыка? 
- У Толкиена есть замечательное место, кажется, в “Сильмариллионе”, когда передовой отряд людей перевалил через горы и появился там, где эльфы еще существовали. Они там стояли лагерем и почти все уснули. И тогда кто-то из высоких эльфов - Королей, вышел к ним, сел посреди лагеря и начал играть и петь. И все люди проснулись, полностью охренев от всего этого, не зная, во сне это происходит или наяву. Они были просто поражены и зачарованы. Для меня в этом эпизоде и есть суть ирландской музыки. Потому что инструментальная ирландская мелодичность ближе всего к той музыке, которая из известных мне подходит к этому ощущению. 

- Это не случайно, что многие концерты “Аквариума” заканчиваются ирландской музыкой и зрители уходят из зала под мелодии “Clannad” или “Епуа”... 

- Честно говоря, это происходило не по моему велению. Хотя если такое случилось, то хорошо. Чем больше народу ее услышит -тем лучше. А вообще это хорошая идея, я, может быть, даже так и поступлю. Спасибо. 
 
- Что ты думаешь насчет явной схожести бурятской музыкальной культуры (например, горловое пение) и ирландской? 

- Для меня они не схожи совсем, хотя я слышал образцы, скажем, китайской народной музыки, которая удивительно точно совпадает с ирландцами. Очень точно, включая похожие тембры инструментов. 

- Культура друидов очень схожа с буддизмом, потому что там и там один и тот же закон перевоплощения, закон кармы, не так ли? 

- Ну по тому, что нам известно о культуре друидов, если так это называть, там существовали схожести, которые не исчерпываются этим, а идут гораздо дальше. Поэтому, собственно, это и интересно, хотя боюсь, что мы толком о друидах сейчас мало что можем узнать... Потому что последние легальные друиды были все-таки уничтожены в XVIU веке. Вот и то, что у нас появилось в XX веке, то, что мы сейчас имеем в виду под современными друидами, непонятно откуда взялось. И правда ли это или театр - неизвестно... Я боюсь что-либо сказать по этому поводу. Конечно, хочется, чтобы все это было... 

- Борис, а теперь, может быть, очень стандартный вопрос. Как ты относишься к ирландским напиткам? 

- Я люблю пиво “Guinness”, неплохо отношусь к ирландскому виски, хотя при этом считаю, что шотландское виски все-таки лучше. 

- А вот есть такой коренной ирландский напиток) “Potin” называется, это нечто среднее между самогоном и водкой. 

- Я никогда его не пил, ведь до Ирландии мне так и не случилось доехать... 

    Михаил ГЛАДКОВ.
    “МОСКОВСКАЯ ПРАВДА” 25 января 1995 
     
     
     
     
     
  
Два дня старой Aнглии 
Недавно в Центральном Доме художника прошел Первый моcковский фестиваль кельтской музыки. Впервые вместе собралось столько групп из Москвы и Питера, стремящихся донести эту замечательную древнейшую культуру до слушателя, поэтому событие вдвойне уникально. 

Концерты (фестиваль длился два дня) оживлялись историческими шоу. В фойе Дома художника угощали настоящим виски. И (что тоже очень здорово) продавали записи кельтской музыки. 

И еще: пожалуй, самое главное. На этом фестивале впервые (у нас, разумеется) звучала кельтская арфа (на фото). По крайней мере, так нам сказали... 

Олег БОГАЧЕВ (фото автора. )
 
“МОСКОВСКАЯ ПРАВДА” 20 июня 1998